Н.Новгород, ул. Большая Покровская, д. 25
Шаг первый. Собеседование.

Претендент на получение статуса адвоката рекомендуется побывать на личном приеме у президента ПАНО (Рогачев Николай Дмитриевич). Традиционно прием ведется каждый вторник, вторая половина дня, однако рекомендуем предварительно уточнить дату и время приема по телефону  433-16-22. Прием осуществляется в порядке живой очереди.

После приема помощник президента палаты разъяснит алгоритм дальнейших действий и выдает бланки документов для заполнения.
Подать заполненные документы нужно не позднее чем за 7 дней до заседания квалификационной комиссии, которая будет рассматривать вопрос допуска к экзамену.
После подачи необходимых документов претендент приглашается на заседание квалификационной комиссии (дата и время заседания сообщается претенденту при подаче документов).


Шаг второй. Допуск.

На заседании квалифкационной комиссии решается вопрос о том, может ли претендент быть допущен к экзамену. При решении вопроса о допуске квалификационная комиссия проверяет полноту  представленных документов, а также соответствие претендента требованиям ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и решает вопрос о возможности допуска претендента к сдаче экзамена.
Претендент в обязательном порядке присутствует на заседании комиссии. Вопросы, которые ему могут быть заданы, касаются только документов и стажа.
В случае принятия решения о допуске к экзамену, претенденту сообщается дата экзамена (традиционно это следующее заседание квалификационной комиссии через месяц). Отказ в допуске можно обжаловать в суд.


Шаг третий. Экзамен.

Экзамен на статус адвоката состоит из компьютерного тестирования и устного собеседования по билетной системе.
Время проведения компьютерного тестирования (первая половина дня) сообщается каждому претенденту телефонограммой заранее.

Претенденты, успешно сдавшие компьютерное тестирование, допускаются к сдаче второй части экзамена (вторая половина дня, как правило, 14 часов).
Результаты экзамена обьявляются по его окончании. В случае несдачи экзамена, повторно экзамен можно сдавать не ранее, чем через год.

Шаг четвертый. Присяга.

Претендент успешно выдержавший квалификационный экзамен приглашается на ближайшее заседание совета палаты (традиционно, первая среда месяца), на котором приносит присягу адвоката и принимается в члены адвокатской палаты.

Текст присяги:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

Претендент, успешно сдавший экзамен на статус адвоката перед принесением присяги должен представить квитанцию о подписке на три года на издание Федеральной палаты адвокатов - "Новая адвокатская газета".


Шаг пятый. Удостоверение.

После принесения присяги адвокат самостоятельно получает удостоверение адвоката в Главном управлении Министерства юстиции по Нижегородской области.
После приема в члены адвокатской палаты, адвокат должен открыть личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

 
 
Памятка претенденту

В Палате адвокатов Нижегородской области не принято без крайней нужды откладывать экзамен и принесение присяги.
Лучше подавать документы, когда Вы ощущаете свою готовность сдавать экзамен и стать адвокатом (в том числе решить вопрос с увольнением с прежнего места работы).
 
1.    Все документы, указанные в бланке «Заявление» необходимо предоставить в копиях. Все копии предоставляются либо в нотариально удостоверенном виде, либо одновременно с оригиналом (в этом случае сотрудник Палаты адвокатов Нижегородской области (далее ПАНО) заверяет тождественность копии с оригиналом, после чего оригиналы документов подлежат возврату претенденту).
2.    Документы, копии которых необходимо предоставить в 2-х экземплярах:
- Анкета. Претенденту выдаётся два бланка. Оба бланка заполняются собственноручно. Помарки и исправления не допускаются. Фотокарточку не вклеивать! В п.10 Анкеты (в таблице) указать не только трудовой стаж (весь, в том числе не  юридический), но и периоды обучения в ВУЗах (в том числе не профильное образование), а так же военную службу (если была). Фактически всё, что было после окончания школы.
 - Паспорт (1 страница (разворот) и листы, содержащие сведения о регистрации по месту жительства). В случае если претендент менял ФИО  -  необходимо предоставить свидетельство, подтверждающее изменение записи Актов гражданского состояния +  страницу паспорта, содержащую сведения о заключении брака (в случае если смена фамилии связана со вступлением в брак);
 - Диплом об окончании ВУЗа с приложениями (по юридической специальности). В случае если ВУЗ, который окончил претендент, является коммерческим и/или иногородним, то необходимо так же предоставить свидетельство об аккредитации ВУЗа с приложениями (перечень аккредитованных образовательных программ), за тот год, которым датирован диплом, а так же лицензию (с приложениями) на право осуществления ВУЗом образовательной деятельности; Документы представляются в заверенном ВУЗом виде, в том числе и приложения.
- Трудовая книжка (все заполненные листы), а так же документ подтверждающий  стаж работы по юридической специальности, необходимый для допуска к экзамену на  статус адвоката, т.е. документ, содержащий квалификационный требования к должности, которую занимал претендент (если претендент проходил государственную гражданскую службу – должностной контракт/регламент; работал в юридических лицах в должности юрисконсульта/ юриста/начальника юр. отдела и т.д. – должностную инструкцию; если служил в правоохранительных органах (в системе МВД РФ) – справку из отдела кадров, отражающую в какой период времени в какой должности претендент осуществлял службу (справка-объектива); преподавательский стаж – трудовой договор (с указанием ставки) и должностная инструкция. В каждом конкретном случае могут потребоваться дополнительные документы, из которых следует, что занимаемая претендентом должность являлась юридической и требовала наличия высшего юридического образования.
- Свидетельство ИНН. Регистрация по месту жительства должна быть в пределах Нижегородской области, постоянная. Допускается временная регистрация, которая должна быть оформлена на срок не менее чем 1 год – в этом случае претендент представляет дополнительно свидетельство о временной регистрации.
3. Пять Фотографий размером 3х4 – цветные и обязательно матовые, без уголка и рамок. Данная фотография вклеивается в удостоверение адвоката, в случае успешной сдачи претендентом квалификационного экзамена.
4. В п.8 Заявления претендента о допуске к экзамену указываются документы, подтверждающие любую информацию, которую претендент желает донести до сведения членов квалификационной комиссии,  с приложением копии данного документа (в 1 экземпляре) (например: диплом об окончании ВУЗа (не по юридической специальности), диплом кандидата/доктора наук, обучение в аспирантуре, свидетельство о повышении квалификации, только профильное и т.д.). Кроме того, в данную графу вписываются дополнительные документы подтверждающие образование, юридический стаж, смену фамилии и т.д.
5. Перед тем, как предоставить весь пакет документов  сотруднику ПАНО, заполненные бланки, фотографии, все копии документов необходимо отсканировать, и сохранить сканкопии на диск а также направить по электронной почте по адресу: qualcompano@yandex.ru.   Формат файлов JPEG или PDF.
6. Весь пакет документов и его электронная версия должны быть предоставлены сотруднику ПАНО не позднее, чем за 7 дней до ближайшего заседания квалификационной комиссии, на котором рассматривается  заявление претендента о допуске его к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката.  Заседания квалификационной комиссии по умолчанию проводятся в третью среду ежемесячно.
7. День подачи документов претендентом подлежит предварительному согласованию с сотрудником ПАНО по тел. +7-961-632-86-42 (Веткин Александр Евгеньевич ). Все консультации по вопросам допуска к квалификационному экзамену, а так же по вопросам, возникающим в процессе сбора документов, так же осуществляются по данному телефону.  
8. Претенденту, прошедшему стажировку (не менее 1 года) в адвокатских образованиях Нижегородской области или проработавшему в них помощником  не менее двух лет необходимо в срок за две недели до даты подачи претендентом пакета документов для допуска к квалификационному экзамену на статус адвоката, направить на адрес электронной почты СМА (sma-nn@mail.ru) заявку на выдачу сертификата о выполнении программы стажировки. Указанная заявка направляется по истечении срока (расторжения) трудового договора и оформляется в свободной форме (с указанием ФИО, статуса стажер/ помощник, даты окончания трудового договора и контактного телефона).
9. С 01.04.2016 года размер целевого взноса, направляемого на частичное возмещение претендентами расходов ПАНО  на организацию и проведение квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката установлен в сумме 7 000 рублей (кроме стажеров и помощников адвоката). Указанная сумма вносится претендентом в кассу бухгалтерии ПАНО в день квалификационного экзамена.
10. С 01.04.2016г. для адвокатов, вновь  принятых  в члены ПАНО, размер дополнительных отчислений на нужды ПАНО  установлен в сумме 65 000 рублей, а для адвокатов, принятых в члены ПАНО из числа стажеров и помощников, а также для адвокатов, принятых в члены ПАНО в связи с изменением членства в адвокатской палате субъекта РФ – в сумме 50 000 рублей. Претендент, успешно выдержавший экзамен вносит «вступительный» взнос единовременно в день принесения присяги адвоката в кассу бухгалтерии ПАНО.
11. С 01.07.2017г. претенденты на звание адвоката, при принятии присяги обязаны представлять сведения о наличии подписки на печатную либо электронную версию «Новой адвокатской газеты» сроком на 3 (три) года (http://apno.ru/content/view/2452/103/).
12. Перечень вопросов для подготовки к квалификационному экзамену и  Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката размещены на сайтах Федеральной палаты адвокатов РФ и Палаты адвокатов Нижегородской области (www.fparf.ru и  www.apno.ru).
 
 
 

Положения нормативных актов, регламентирующих присвоение статуса адвоката.

Вопросы приобретения статуса адвоката регулирует Федеральный закон  «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Для приобретения статуса адвоката необходимо иметь:
- высшее юридическое образование (ВУЗ должен иметь государственную аккредитацию), либо ученую степень кандидата или доктора юридических наук.
- стаж работы по юридической специальности не менее двух лет (либо пройти годичную стажировку в адвокатском образовании).

В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения!


Часто задаваемые вопросы:

Вопрос: Может ли сдавать экзамен претендент, имеющий постоянную прописку в другом регионе?
В случаях, когда в паспорте претендента отсутствует отметка о постоянной регистрации, он может обратиться  в квалификационную комиссию того субъекта Российской Федерации, в котором претендент зарегистрирован по месту пребывания (временно) и в качестве налогоплательщика. ИНН присваивается один раз, но может потребоваться свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в нашем регионе.